Сначала хотел написать про TCO, про Gartner, но это было бы весьма уныло и нудно. Просто расскажу как можно проще.
Во-первых, необходимо посчитать затраты на внедрение и эксплуатацию системы. Приблизительно, статьи затрат будут такими:
- Внедрение:
- Затраты на подготовку к внедрению (подготовка инфраструктуры)
- Затраты на приобретение системы (ПО, лицензии, железо)
- Затраты на внедрение системы (работы ваших специалистов и подрядчиков)
- Стоимость привлечения персонала (если необходимо нанять новых сотрудников)
- Стоимость обучения персонала
- Эксплуатация:
- Затраты на администрирование системы (затраты на персонал, необходимые технические средства)
- Затраты на обучение персонала (ИТ-персонал и конечные пользователи)
- Затраты на лицензии (продление лицензий)
- Затраты на услуги поддержки и сопровождения
- Затраты на мощности (электропитание, кондиционирование и пр.)
В итоге у вас получится картинка, показывающая сколько система сожрет денег во время внедрения и за год (два, три) эксплуатации.
Замечу, что приведенная мной модель составлена с кучей условностей и допущений, и она может быть значительно доработана.
Итак, с затратами на систему более-менее понятно. Прейдем к эффектам от внедрения. Их можно разделить на группы, но я не делил.
Можно оценивать следующие показатели - до и после внедрения:
- Прибыль/убытки подразделений, в которых проводилось внедрение системы
- Прибыль компании / Кол-во сотрудников подразделений, выполняющих операции* (операционные сотрудники)
- Кол-во проведенных операций / Кол-во операционных сотрудников
- Кол-во операционных сотрудников / Кол-во ИТ-сотрудников, поддерживающих операции
- Количество операций в единицу времени
- Стоимость выполнения операции
- ...
- ...
- И еще те показатели, которые актуальны в вашем случае.
* - под операциями понимается автоматизируемая деятельность (например, закрытие счета). Операции также можно назвать транзакциями.
Многие показатели рассчитать довольно сложно. Необходима статистика и время для нудной кропотливой работы.
После получения показателей необходимо положить рядом две части анализа: затратную часть, связанную с системой, и эффекты, которые дает автоматизация. А решать, насколько эффективна внедренная система, будет руководство :)
Замечу, что таким образом можно оценивать эффективность уже внедренной и эксплуатирующейся системы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий