8 апр. 2010 г.

Внедрять эффективное

Несколько мыслей относительно оценки эффективности внедрения информационных систем. 

Сначала хотел написать про TCO, про Gartner, но это было бы весьма уныло и нудно. Просто расскажу как можно проще.

Во-первых, необходимо посчитать затраты на внедрение и эксплуатацию системы. Приблизительно, статьи затрат будут такими:
  • Внедрение:
    • Затраты на подготовку к внедрению (подготовка инфраструктуры)
    • Затраты на приобретение системы (ПО, лицензии, железо)
    • Затраты на внедрение системы (работы ваших специалистов и подрядчиков)
    • Стоимость привлечения персонала (если необходимо нанять новых сотрудников)
    • Стоимость обучения персонала
  • Эксплуатация:
    • Затраты на администрирование системы (затраты на персонал, необходимые технические средства)
    • Затраты на обучение персонала (ИТ-персонал и конечные пользователи)
    • Затраты на лицензии (продление лицензий)
    • Затраты на услуги поддержки и сопровождения
    • Затраты на мощности (электропитание, кондиционирование и пр.)
В итоге у вас получится картинка, показывающая сколько система сожрет денег во время внедрения и за год (два, три) эксплуатации.

Замечу, что приведенная мной модель составлена с кучей условностей и допущений, и она может быть значительно доработана.

Итак, с затратами на систему более-менее понятно. Прейдем к эффектам от внедрения. Их можно разделить на группы, но я не делил.

Можно оценивать следующие показатели - до и после внедрения:
    • Прибыль/убытки подразделений, в которых проводилось внедрение системы
    • Прибыль компании / Кол-во сотрудников подразделений, выполняющих операции* (операционные сотрудники)
    • Кол-во проведенных операций / Кол-во операционных сотрудников
    • Кол-во операционных сотрудников / Кол-во ИТ-сотрудников, поддерживающих операции
    • Количество операций в единицу времени
    • Стоимость выполнения операции
    • ...
    • ...
    • И еще те показатели, которые актуальны в вашем случае.

    * - под операциями понимается автоматизируемая деятельность (например, закрытие счета). Операции также можно назвать транзакциями.

    Многие показатели рассчитать довольно сложно. Необходима статистика и время для нудной кропотливой работы. 

    После получения показателей необходимо положить рядом две части анализа: затратную часть, связанную с системой, и эффекты, которые дает автоматизация. А решать, насколько эффективна внедренная система, будет руководство :)

    Замечу, что таким образом можно оценивать эффективность уже внедренной и эксплуатирующейся системы.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий